ФОРМИРОВАНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Е.В. Лаврентьева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кирская средняя общеобразовательная школа», п. Киря
В статье описан опыт работы автора статьи по данной теме
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России указано, что важнейшей целью современного образования является воспитание высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Именно поэтому первостепенной
задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным,
многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и
противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны
проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и
сознание человека. [1]
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников МБОУ
«Кирская СОШ» интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную,
внешкольную. Внеурочная деятельность представлена по
направлениям развития
личности, согласно ФГОС: спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Обучающиеся
начальной школы в свободное от уроков время посещают различные кружки, спортивные
секции, музыкальную школу. Кроме этого в каждом классе для ребят организованы внеурочные
занятия. Мои ученики посещают кружки «Я-исследователь», «Юный информатик», «»Одаренные
дети», «Дорогою добра». Все эти занятия позволяют с успехом развивать нравственные
качества личности детей.
В рамках реализации программы «Я – исследователь»
ребята принимают активное участие в проектной деятельности. Основная суть
проектной деятельности заключается в стимулировании интереса школьников к
определенным жизненным проблемам, в развитии их самостоятельности, творческой активности.
Опыт работы позволяет прийти к
выводу, что проектная деятельность является одной из самых
успешных форм развития духовно-нравственных качеств личности младших школьников,
ведь она позволяет организовать работу по всем ее направлениям.
За 2013-2021 учебные годы с учениками были разработаны
и реализованы следующие коллективные и индивидуальные проекты по
духовно-нравственному воспитанию и развитию: «Покормите птиц зимой!», «Моя
малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы»,
«Любимая игрушка – кукла», «Мой родной поселок Киря», «Профессии», «Города России»,
«Страны мира», «Мы помним! Мы гордимся!», «Крахмал крахмалу рознь», «Богатства
отданные людям», «Разноообразие природы родного края», «Кто нас защищает»,
«Экономика родного края», «Мама, я тебя люблю!», «Хобби в нашей жизни», «Классная
книга здоровья», «Моя прабабушка – моя гордость», «Я прадедушкой горжусь», «Что
я знаю о войне» и другие.
Основная цель работы над проектами – воспитание любви и уважения к родине,
своему народу, своей семье, бережного отношения к природе, уважения к труду,
стремления к здоровому образу жизни.
Продуктами проектной деятельности стали выставки
рисунков и поделок, презентации, книги, книжки-малышки, альбомы, видеозаписи,
мини-сайты в сети Интернета.
С проектами «Любимая игрушка - кукла», «Крахмал
крахмалу рознь», «Хобби в нашей жизни», «Классная книга здоровья», «Моя
прабабушка – моя гордость», «Я прадедушкой горжусь», «Что я знаю о войне» ребята принимали участие в научно-практических
конференциях, занимали призовые места.
Максимальную эффективность в формировании
духовно-нравственных качеств личности младших школьников показали социальные
проекты «Мы помним! Мы гордимся!» и «Мама, я тебя люблю!».
С результатами проектной деятельности регулярно делимся
в сети Интернета. Лучшие проекты ребят размещаются на классном сайте и на сайте
учителя. По результатам сетевых проектов «Мы помним! Мы гордимся!» и «Мама, я
тебя люблю!» созданы сайты-блоги.
Все проектная работа осуществляется в тесном сотрудничестве
с родительским коллективом, что позволяет сделать воспитательный процесс более
успешным.
Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые
чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это
подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и
важнейших истин».[2] Эти
слова Василия Александровича, как никогда актуальны в наше время. Проблема
духовно-нравственного воспитания была и остается самой главной работой в школе.
Литература
1. А.Я. Данилюк,
А.М. Кондаков, В.А. Тишков « Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - URL: http://182.nnov.ru/images/FGOS/Doc%20FGOS-1.pdf
2. В.А.
Сухомлинский, Сердце отдаю детям - URL: http://e-libra.ru/read/131759-serdce-otdayu-detyam.html