ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Е.В. Лаврентьева

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кирская средняя общеобразовательная школа», п. Киря

 

В статье описан опыт работы автора статьи по данной теме

 

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указано, что важнейшей целью современного образования является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.  Именно поэтому первостепенной задачей современной образовательной системы является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. [1]

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников МБОУ «Кирская СОШ» интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную. Внеурочная деятельность представлена по направлениям развития личности, согласно ФГОС: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Обучающиеся начальной школы в свободное от уроков время посещают различные кружки, спортивные секции, музыкальную школу. Кроме этого в каждом классе для ребят организованы внеурочные занятия. Мои ученики посещают кружки «Я-исследователь», «Юный информатик», «»Одаренные дети», «Дорогою добра». Все эти занятия позволяют с успехом развивать нравственные качества личности детей.

В рамках реализации программы «Я – исследователь» ребята принимают активное участие в проектной деятельности. Основная суть проектной деятельности заключается в стимулировании интереса школьников к определенным жизненным проблемам, в развитии их самостоятельности, творческой активности.

Опыт работы позволяет прийти к выводу, что проектная деятельность является одной из самых успешных форм развития духовно-нравственных качеств личности младших школьников, ведь она позволяет организовать работу по всем ее направлениям.

За 2013-2021 учебные годы с учениками были разработаны и реализованы следующие коллективные и индивидуальные проекты по духовно-нравственному воспитанию и развитию: «Покормите птиц зимой!», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы», «Любимая игрушка – кукла», «Мой родной поселок Киря», «Профессии», «Города России», «Страны мира», «Мы помним! Мы гордимся!», «Крахмал крахмалу рознь», «Богатства отданные людям», «Разноообразие природы родного края», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Мама, я тебя люблю!», «Хобби в нашей жизни», «Классная книга здоровья», «Моя прабабушка – моя гордость», «Я прадедушкой горжусь», «Что я знаю о войне» и другие.

Основная цель работы над проектами  – воспитание любви и уважения к родине, своему народу, своей семье, бережного отношения к природе, уважения к труду, стремления к здоровому образу жизни.

Продуктами проектной деятельности стали выставки рисунков и поделок, презентации, книги, книжки-малышки, альбомы, видеозаписи, мини-сайты в сети Интернета.

С проектами «Любимая игрушка - кукла», «Крахмал крахмалу рознь», «Хобби в нашей жизни», «Классная книга здоровья», «Моя прабабушка – моя гордость», «Я прадедушкой горжусь», «Что я знаю о войне»  ребята принимали участие в научно-практических конференциях, занимали призовые места.

Максимальную эффективность в формировании духовно-нравственных качеств личности младших школьников показали социальные проекты «Мы помним! Мы гордимся!» и «Мама, я тебя люблю!».

С результатами проектной деятельности регулярно делимся в сети Интернета. Лучшие проекты ребят размещаются на классном сайте и на сайте учителя. По результатам сетевых проектов «Мы помним! Мы гордимся!» и «Мама, я тебя люблю!» созданы сайты-блоги.

Все проектная работа осуществляется в тесном сотрудничестве с родительским коллективом, что позволяет сделать воспитательный процесс более успешным.

Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин».[2] Эти слова Василия Александровича, как никогда актуальны в наше время. Проблема духовно-нравственного воспитания была и остается самой главной работой в школе.

 

Литература

 

1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков  « Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  - URL: http://182.nnov.ru/images/FGOS/Doc%20FGOS-1.pdf

2. В.А. Сухомлинский, Сердце отдаю детям  - URL: http://e-libra.ru/read/131759-serdce-otdayu-detyam.html