А.Ю. Степанова
п. Киря Алатырского района Чувашской Республики
В работе говорится о преимуществах использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями. Рассказывается об использовании Интернет-ресурсов на уроках английского языка. Приводятся примеры использования информационных технологий на уроке английского языка.
Перед учителем иностранного языка стоит основная цель – это формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Для того чтобы ученику захотелось изучать английский язык, проявлять свою активность, творчество учителю необходимо выбирать такие методы обучения, которые способствовали бы этому.
В последние годы учителя активно начинают применять новые информационные технологии в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
В своей работе я активно использую такие информационные технологии как, компьютер, презентации, обучающие компьютерные программы, компьютерные игры, интернет-ресурсы. Использование информационных технологий на уроках английского языка позволяет учащимся в яркой, интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом.
В своей статье я поставила перед собой цель – продемонстрировать, что использование информационных технологий способствует наилучшему освоению английского языка у обучающихся.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1) использование эффективных методов и приёмов в преподавании английского языка на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий
2) создание благоприятного микроклимата на уроках в целях повышения уровня обученности каждого школьника;
3) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса по своему предмету.
Компьютер позволяет качественно изменить ход урока, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, готовить презентации, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе – не механический педагог, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.
Компьютеры стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики. Применение компьютеров на занятиях английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее. Ещё одно достоинство компьютера – способность накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса. Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь», так как ученик не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний. С помощью компьютера у учителя есть возможность использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих программ, создание и использование мультимедийных презентаций.
Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Вопрос применения Интернета в обучении иностранным языкам, в настоящее время достаточно актуален. Спектр ресурсов Интернета, обучающих речевой деятельности на английском языке, достаточно широк, таким образом, одним из вариантов использования ресурсов Интернета является поиск материалов для занятий. Кроме применения материалов, найденных в Интернете, можно проводить занятия, уже разработанные в сети Интернет.
Возможности использования Интернет-ресурсов:
1) учитель может до урока подобрать те или иные материалы по изучаемой теме;
2) можно записать звуковую информацию, видео для обучения аудирования;
3) использовать материалы электронных грамматических справочников, предлагаемых в них упражнений, а также лексических справочников, словарей, справочников страноведческого характера;
4) использовать игры и обучающие программы в режиме онлайн непосредственно на уроке.
В своей работе я активно использую информационные технологии. Обычно я их применяю при введении новой темы или ее завершении, при повторении пройденного материала.
В процессе работы я использую тематические презентации, Интернет, обучающие программы, мультимедийные игры. Использование информационных технологий позволяет мне: увеличить заинтересованность учащихся в предмете, более наглядно подать материал за счет использования анимации, увеличить эмоциональную составляющую, повысить темп урока, обеспечить обратную связь, осуществить быстрый поиск нужной информации.
На данный момент существует большое количество сайтов, посвященных преподавателям иностранных языков. На таких сайтах можно найти готовые уроки преподавателей иностранного языка, газетные статьи, различные тематические тексты, упражнения, грамматические пояснения, аудио, видео материал, презентации, методические разработки.
Например, я использую на уроках английского языка игры CD-ROM Way Ahead. Это интересные, увлекательные задания, направленные на развитие всех видов речевой деятельности: аудирования, чтения, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие грамматических и лексических навыков. Хотя я не использую УМК Way Ahead, тем не менее, CD-ROM Way Ahead имеет такие задания, которые подойдут для любого другого УМК. Для изучения лексики по определенным темам очень полезно и эффективно использовать презентации-игры, например, при изучении темы «Части тела» я использую презентацию-игра «Части тела».
При использовании информационных технологий на уроке у учащихся развивается творческое мышление, дети с интересом изучают иностранный язык.
В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение.
Список использованной литературы
1. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36
2. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
3. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166
4. http://festival.1september.ru/foreign-language/
5. http://pae-alina.narod.ru/eng.html
6. http://www.correctenglish.ru/games/abc-match/