Приемы работы при обучении аудированию на уроках английского языка в начальных классах

А.Ю. Степанова

 

МБОУ «Кирская СОШ»

п. Киря Алатырского района Чувашской Республики

 

В работе говорится об основных приемах обучения аудированию, приводятся примеры интересных и эффективных упражнений и игр  при обучении аудированию в начальной школе.

 

Аудирование – очень сложный вид речевой деятельности. Практика показывает, что именно с аудированием у учеников связано большинство проблем и неудач. Звучащую речь трудно понимать из-за высокого темпа, незнакомых слов и грамматических структур. Трудно также воспринимать речь незнакомых людей из-за непривычного произношения.

Аудирование, занимает до 40 - 60 % учебного времени на уроке, начинается с первой фразы учителя: «Hello, Good morning, Good afternoon; Glad to see you; Lets begin our lesson» и заканчивается при подведении итогов урока: «Thanks a lot for your work; your home task is…;your marks for the lesson are».

Обучение иностранному языку начинается со второго класса, то есть с начального этапа обучения. Начальный этап является важнейшим, т.к. именно на этом этапе обучения у учеников должны быть сформированы базовые умения аудирования, которые для успешности обучения, следует совершенствовать на протяжении всего периода обучения.

Цель моей работы заключается в исследовании основных приемов обучения аудированию на основе изучения всех доступных источников информации.

   Одним из самых важных условий развития навыков и умений аудирования на начальном этапе является ведение учителем урока на иностранном языке. Поэтому речь учителя должна быть правильная, эмоциональная и понимающая.

Ведение урока на иностранном языке является обязательным условием еще и потому, что согласно новому государственному стандарту уже к концу начальной школы учащиеся должны воспринимать и понимать речь учителя и собеседников в процессе диалогического общения. Также согласно стандарту к концу начального этапа учащиеся должны уметь понимать небольшие, простые сообщения; основное содержание несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрации, языковую догадку) [1].

Это определяет подбор текстов и упражнений для аудирования. Начинать обучение аудированию, как правило, приходится с коротких стихов, песен и описательных текстов, построенных на знакомом материале, так как у учащихся еще слабый словарный запас и дети не владеют определенными грамматическими навыками. Далее необходимо постепенно усложнять тексты и упражнения, соблюдая при этом принцип доступности и посильности.

Основные задачи учителя при обучении аудированию:

1) подготовить ребенка к уроку-аудированию при помощи предтекстовых упражнений, чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику; 

2) помогать во время прослушивания, выполняя текстовые задания чтобы снять трудности во время аудирования и научить слышать именно нужную информацию; 

3) выполнить послетекстовые задания, чтобы понять, насколько хорошо понято содержание аудиоматериала, и закрепить знания.

Предтекстовые, текстовые и послетекстовые упражнения  - это три этапа урока-аудирования, которые позволяют формировать и совершенствовать рецептивные навыки и умения, чтения и аудирования, а также помогают развивать навыки понимания печатного или аудио текста. Мне кажется, что наиболее важная часть урока-аудирования – предтекстовая.

В реальной жизни мы тоже готовимся к восприятию речи. Подсознательно мы, к примеру, заказывая обед в ресторане, уже готовы услышать, и знаем примерно, что будем отвечать официанту. И на уроке ученик также должен быть готов к восприятию аудиоматериала по определенной теме, так как от того, как мы сумеем подготовить учащихся, настроить на прослушивание, зависит уровень его понимания.

Предтекстовые упражнения выполняются перед прослушиванием их целью является облегчение последующего прослушивания.

Это могут быть упражнения на повторение лексики,  на предсказание темы текста. Благодаря таким упражнениям повышается уровень словарного запаса учащихся по теме прослушивания. Снимается лексические и языковые трудности, а так же психологическое напряжение перед прослушиванием.

Примерами таких упражнений могут быть:

1. Прослушать команды – глаголы и показать, выполнить эти действия;

   Stand up, jump, fly, wash your face, play tennis, etc.

2. Прослушать фразу или краткое предложение и назвать ситуацию, в которой  они могут употребляться:

     Would you like some tea?  Hello; Nice to meet you; No thank you; etc.

3. Прослушать рассказ и определить,  от чьего имени он может звучать:

  I am big and strong. I am brown. I live in the forest. I like honey. (А bear).

На втором этапе осуществляется прослушивание текста. В процессе непосредственно аудирования учащиеся должны:

- определить, о чем идет речь, где происходят события. Выделить основную мысль и т.д.;

- сделать выводы.

 Текст, обычно, включается два раза. Однако при формировании навыков аудирования прослушиваний может быть несколько. После первого прослушивания ребята могут уже начать выполнять упражнения. Рассмотрим некоторые из них:

1. Отметить на рисунке  (схеме, карте) названия мест событий, о которых идет речь.

2. Пронумеровать на рисунке предметы, в порядке упоминания их в тексте.

3. Прослушать текст и сказать, о чем в нем говорилось.

На послетекстовом этапе осуществляется контроль понимания прослушанного текста. Это часто ответы на вопросы. Упражнения типа верно/неверно. Эти упражнения проверяют степень понимания учащимися информации, которая содержится в тексте, степень проникновения в общее содержание или детали. Так же ребятам можно дать задание: пересказать содержание прослушанного  текста (по-русски, по-английски), прослушать предложения и отметить, к кому из главных героев они относятся, побеседовать по содержанию прослушанного текста.

При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью. На своих уроках я активно пользуюсь играми. Особенно это интересно детям 2 и 3 класса. Вот пример игры для 2 и 3 класса:

«Cookie says»

    Учитель разучивает с учениками  простейшие команды.''Sit down'', говорит учитель, садится  и тем самым подаёт пример ребятам. ''Stand up'', говорит учитель, встаёт, и ученики поднимаются вслед за учителем. Постепенно учащиеся научились понимать и выполнять команды без зрительной  опоры. Команд становится всё больше и больше, и необходимо продолжать тренировку. Но первый интерес  прошёл, удовольствие подчиняться непонятным словам притупилось. Вот тогда на помощь пришла игра.

Однажды в руках учителя появился  маленькой смешной человечек.

Teacher: Children, look at this cat. His name is Cookie. And he is a teacher now. You must obey only his commands. Cookie says, ‘‘Stand up!’’ Good! Cookie, ‘’Hands up!’’ Good! Sit down! Why did you sit down? Cookie did not say, ‘’Sit down’’. Remember – Cookie is a teacher.

Ребята поняли условия игры: они должны выполнять команду только в том случае, если ей предшествует слова  ''Cookie says''.   Ученик, сделавший ошибку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

Или, например, ребята должны повторять команду учителя или Cookie если он употребляется слово «please».

В заключении хотелось бы добавить, что владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет ученику понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ собеседнику. Аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца, что является важным не только при разговоре на иностранном языке, но и при разговоре на родном.  Я считаю, что младший школьный возраст (6-10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Поэтому необходимо начинать обучать детей аудированию с начальных классов.

Так же хочу отметить, что подобранные задания учителем могут быть использованы в рамках любого УМК и будут способствовать повышению эффективности обучению аудирования на уроках иностранного языка.

 

Список использованной литературы

1.     Закон об образовании  (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ)  Закон  Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1

2.     Аракин В.Д. Обучение иностранному языку в средней школе. - М., 1969. – 121 с.

3.     Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Учеб. пособие. – 3-е изд. – М., 2005. – 45 с.

4.     Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. – М., 1988. – 234 с.

5.     Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2002. – 124 с.

6.     http://www.esl-lab.com

7.     http://www.angles365.com/classroom/infantil.htm

8.     http://www.onestopenglish.com

9.     http://elf-english.ru/category/english-4-kids/