Разработка урока "Семья и брак". Автор: Голюшова Е.В., учитель обществознания

Урок обществознания в 11 классе по теме «Семья и брак»

Актуальность темы урока обусловлена тревожным состоянием современной российской семьи, сложностью демографической ситуации в сегодняшней России, необходимостью приобщения старшеклассников к осмыслению семейных ценностей.

Тип урока: урок-исследование

Методы обучения: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский.

 

Цель урока: определить социальные и правовые аспекты семьи и брака        

 

Задачи:

1.                   Обучающая – раскрыть вопрос о роли нравственности в браке, познакомить учащихся с Семейным кодексом РФ и основами семейного права; четко знать условия и порядок вступления в брак; ориентироваться в таких понятиях, как личные имущественные права и обязанности супругов, познакомить с развитием семейного права при Петре 1.

1.                   Развивающая – совершенствование коммуникативных умений и навыков. Умение работать  с законами и анализировать их, развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли, участвовать в дискуссии.

2.                   Воспитательная – прививать любовь к традициям семейно-брачных отношений своей страны, воспитывать любовь к семье и родителям.

 Оборудование: текст глав 3 «Условия и порядок заключения брака» и  7 «Законный режим имущества супругов» Семейного кодекса РФ   (не менее 1 экземпляра  на парту); компьютер; мультимедийная приставка; презентация; колонки, фото имущества (дом, квартира, шуба, машина, сберкнижка, материнский капитал, ювелирные украшения, подарок, наследство, именная кружка, награды – медали, картина), для демонстрации притчи – сосуд, 18 теннисных шариков,  горох, манка, мензурки; игрушка в форме сердца, счеты

 

 

 

Сегодня у нас необычный урок.  А тему урока вы мне назовете после того, как прослушаете фрагмент музыкального произведения (звучит марш Мендельсона) слайд 1

Тема  сегодняшнего  урока «Семья и Брак» - очень актуальна,  ведь  каждый из нас является частью семьи.

Сегодня на уроке я хотела бы поговорить об этом с вами, будущими женами и мужьями, будущими родителями.

(слайд 4) Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни?

Семья веками почиталась как важнейшая ценность.

 - что же такое семья?

(слайд 5) Семья – это группа живущих вместе близких родственников

  - зачем люди создают семьи? Что дает человеку  семья? (детей, заботу, статус, поддержку, опору

 

  – что (кого) дает семья   государству? (налогоплательщиков, граждан, работников, защитников) (слайд 6)

 

С институтом семьи связан другой   институт - институт брака. Как правило, именно пара, состоящая в браке, составляет основу семьи.

А что такое  БРАК?

( слайд 7) Брак  - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Какие виды браков существуют? Посмотрим ролики. (слайд 8) (брак церковный – венчание, гражданский – юридический, фактический – сожительство) (слайд 9)

Брачно-семейные отношения  в РФ  регулируются семейным  правом, основным источником которого является Семейный кодекс РФ.

Брак может быть заключен только при соблюдении  вступающими в брак  ряда условий.  (работа с СК РФ работают с распечатками закона) - Раздел II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАКА Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА (слайд 10)

 

1.                  Каковы условия заключения брака? (позитивные условия)

2.                  Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака. (негативные условия) (слайд 11)

 

Слайд 12  (на слайде – портрет Петра1)

Чей портрет мы видим? Как  вы думаете, почему в рамках нашей темы  мы вспомнили  Петра 1?

Пётр Великий стал  великим реформатором 18 в, поэтому он не мог оставить без внимания такой важный элемент законодательства как институт брака и семьи.

В начале XVIII века Пётр I установил новый брачный возраст: для юноши -- двадцать лет, для девушки -- семнадцать лет.  Слайд 13

Этим Петр I хотел урегулировать процесс участия молодежи в государственных делах: в военном, дипломатическом деле и другой деятельности, полезной для страны. Реформы Петра требовали участия в них грамотных, целеустремлённых, хорошо обученных военнослужащих, необремененных жёнами и детьми.

Слайд 14 Существовал и максимальный брачный возраст – 60 лет.   «Брак от Бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 60 надеяться весьма отчаянно».

   Кроме того, Пётр Великий установил, что гражданские и военные чиновники должны были получить разрешение на брак от своего начальства  из стремления подчинить личные интересы служебным.

 Обращалось внимание и на состояние здоровья жениха и невесты и на образованность – при венчании требовалась справка о знании арифметики и геометрии. Слайд 15 Так, Пётр I считал, что нельзя жениться “дуракам”. Он считал, что «таковые дураки» в науку и службу не пригодны.   Пётр Великий говорил, что от таких браков «доброго наследия к государственной пользе надеяться не можно…».

Такое большое внимание к семье  было уже три века назад.

Создание семьи – дело серьезное. Назовите мне мотивы создания семьи. (слайд 16) (любовь; достаток и комфорт, Общие взгляды и интересы, Чувство одиночества, желание иметь детей;  ожидание ребенка и др.). Чаще всего рассматривают два мотива:

слайд 17-18 (звучат отрывки из песен «Миллион алых роз» и «Все могут короли») -  любовь и расчет. Как вы думаете – какой брак крепче? Почему?

Поднимите руки те, кто считает, что в брак нужно вступать только по любви!

Поднимите руки те, кто думает, что вступать в брак лучше по расчету.

(образовалось две группы – выйти к доске и выбрать того, кто будет в   группе отстаивать свою точку зрения. Представителю брака «по любви» дать в руки сердечко, представителю группы «По расчету» дать в руки калькулятор (счеты).)

Плюсы браков по расчету

1.            Отношения в таких браках, чаще всего, ровные, ведь каждый выполняет свою половину негласного договора.

2.            Оба партнера, вступающие в брак, реально оценивают ситуацию, трезво смотрят на достоинства и недостатки друг друга, кто и почему заключает этот союз, а, значит, в будущем ожидается меньшее количество сюрпризов.

3.            Материальные блага, а также другие достижения поставленных целей и проблем (продвижение по карьерной лестнице, обучение в престижных ВУЗах и т.д.).

1.                  Расчет не всегда материальный, зачастую женщина или мужчина, один раз обжигается на страстной любви, после чего принимает решение выйти замуж за хорошего друга или просто за человека, с которым тепло и уютно. Зачастую такие браки становятся самыми крепкими, ведь они основываются на взаимной дружбе, уважении и, со временем, любви, ведь хорошего человека намного проще полюбить.

2.                  Отсутствует риск, что супруг разлюбит.

Плюсы брака по любви:

1.            Любовь – это прекрасное чувство, которое окрыляет и одухотворяет человека, поэтому, когда пара вступает в священный семейный союз, испытывая такие чувства, наверное, трудно представить что-то более гармоничное и восхитительное.

2.            Любовь заставляет делать прекрасные поступки, радовать друг друга, возникает желание делать сюрпризы, продолжение рода – это, чаще всего, огромная радость для обоих членов молодой семьи.

3.            Люди, которые живут в браки по любви, меньше замечают недостатки супруга, у них чаще хорошее настроение и желание творить, развиваться, появляется огромное количество стимулов.

Каждая группа называет по одному аргументу в пользу своего типа брака – кто больше.

Слайд 19 Чувства – это главный мотив вступления в брак, но роль рассудка также важна.

И  браки по любви, и браки по расчету могут завершиться разводом. Как в этом случае будет делиться имущество? – игра-Задание – распределить имущество по группам – совместная собственность супругов и личное имущество.

Чтобы проверить свои предположения, обратимся к семейному праву. Слайд 20-21

(Работа с СК РФ) -  Глава 7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ

1.                  Перечислите, что относится к совместной собственности супругов.

2.                  Что входит в собственность каждого из супругов?

Как закон рассматривает деление этого имущества в случае развода? (личное имущество не делится)

Что скажем в отношении материнского капитала?

Средства материнского капитала имеют определенное в Законе целевое назначение (жилье, образование детей, пенсию матери), поэтому разделу после развода они не подлежат. Распорядиться средствами капитала сможет только владелец сертификата  независимо от того, находится ли он в браке или нет (как правило, мать).

Ситуационная задача.

А теперь представим, что вы – адвокаты и к вам обратились за помощью. Проконсультируйте, ссылаясь на соответствующие статьи СК РФ.

Обратившийся 1 за помощью: «Я находился в браке 4 года. В течение этого периода моя супруга нигде не работала, жила за мой счет. Сейчас она претендует на новый автомобиль, купленный мной полгода назад на мои, естественно, деньги и поэтому на меня зарегистрированный, на норковую шубу, которую я ей купил за 300 тыс, и планшет, опять же купленный мной, с которым она целыми днями сидела в интернете. С какой стати я должен с ней делиться?»

Обратившийся 2 за помощью: «Еще до свадьбы я начал копить на квартиру, кроме того, мне помогли родители. До свадьбы оформить сделку купли-продажи не успел, поэтому квартира была куплена и зарегистрирована после всех торжеств. Сейчас мы разводимся, и моя бывшая заявляет, что квартира куплена в браке, поэтому должна быть поделена пополам. Как быть?»

Я желаю вам, чтобы вы никогда не столкнулись с проблемой развода.

 Кто-то из мудрецов сказал, что  СЕМЬЯ – сосуд, который можно наполнить!

Слайд 22

(учитель демонстрирует)

Этот сосуд символизирует молодую семью.  В процессе брака супруги стараются наполнить ее  очень важными вещами, такими как любовь, доверие,  забота, внимание, здоровье, дети. 

(учитель наполняет сосуд до краев крупными камнями (теннисными шарами)).

Скажите,  полон ли сосуд.  ( полон).

Нашу жизнь и семью наполняют и другие, менее важные вещи – красивая одежда, новый автомобиль, престижная работа, дорогой телефон. Им тоже найдется место в сосуде

(высыпает    в сосуд  мелкие камешки (горох) и несколько раз легонько встряхивает его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их)

 Полон ли сосуд теперь?  (Они снова подтвердили —   полон.)

Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету.

(высыпает его в сосуд. Песок   заполнил последние промежутки в сосуде)

 А вот если начать  создавать свою семью неправильно, (насыпает в сосуд сначала песок, потом горох и в последнюю очередь – шарики – последний не помещается),  

если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому, обращайте внимание, прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас останется еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за главным — только они имеют цену, все остальное — лишь песок».

 

Пускай процветает семья,

Пусть верность, добро и любовь

Ведут вас по жизни, друзья,

Счастливыми делая вновь!

 

Слайд 24 Наш урок подходит к концу. Подведем итог. Закончите одно из предложенных выражений

1.             "На сегодняшнем уроке   я узнал, я разобрался…";

2.             "Особенно мне понравилось…";

3.             "После урока мне захотелось…";

4.             "Я мечтаю о …";

5.             "Сегодня мне удалось…";

6.             "Я сумел…";

7.             "Было интересно…";

8.             "Я понял, что…";

9.             "Теперь я могу…";

10.          "Я почувствовал, что…";

11.          "Я научился…";

12.          "Меня удивило…" и т.п.

Благодарю всех за работу! Мне с вами было интересно. Вы  очень активны, инициативны, умело отстаиваете свою точку зрения.  Каждый из вас сегодня  работал  на «отлично». В благодарность я хочу подарить вам небольшие сувениры – брелки в форме сердечек как символа любви.

   Именно любовь делает нашу жизнь яркой и красочной. Желаю, чтобы любовь сопровождала вас на протяжении всей жизни – любовь к родителям, родному дому, ко своей второй половинке, к детям, к работе, к Родине!