Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию

Авторы статьи:  Капышова Т.П. и Тюряхина Т.В., учителя   русского языка и литературы


Концепция духовно-нравственного развития по ФГОС предполагает воспитание гражданина и патриота, что невозможно без глубокого знания истории своей страны, без сохранения памяти и преемственности поколений.

Нами был разработан творческий, социально-ориентированный проект «Память сердца»,  направленный на сохранение исторической памяти и развитие патриотизма обучающихся. В рамках проекта предполагалось организовать просветительскую, исследовательскую, творческую деятельность среди воспитанников с привлечением родителей  и общественности.

Данная тема проекта представляется нам актуальной. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Нельзя позволять переписывать историю ради политической выгоды, что мы сейчас наблюдаем на мировой арене, важно показывать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевателей Победы, необходимо передавать эстафету памяти.

 Цель проекта - создать условия для сохранения памяти, формирования и развития патриотизма и сохранения преемственности поколений.

Для реализации данного проекта были поставлены определенные задачи:

собрать сведения об участниках войны и тружениках тыла - жителях поселка Киря; приобщить к работе с сайтами по сохранению памяти о ветеранах (портал «Дорога памяти», сайты «Память народа», «Подвиг народа»); знакомить обучающихся с современными героями – защитниками Родины; вовлекать во внеурочную деятельность по запланированным мероприятиям данного проекта; способствовать формированию социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков; развивать навыки исследовательской деятельности; привлечь членов семьи обучающихся к различным мероприятиям гражданско-патриотической направленности.

       В рамках проекта для достижения цели была разработана дорожная карта.

       Работа по реализации проекта была начата со сбора материала. С каждым годом все сложнее сохранять память о войне. Все дальше уходят события тех страшных дней, и все меньше остается участников героических событий, которые о них могут рассказать. Поэтому ребята сталкивались с определенными трудностями на начальном этапе. И те редкие встречи с  жителями поселка, живыми свидетелями, которые проходили на очень высоком эмоциональном уровне, оставляли у ребят глубокое,  неизгладимое впечатление. С большим интересом также изучались материалы краеведческих музеев и библиотек. По итогам сбора, изучения и анализа собранного материала были созданы исследовательские работы и презентации по трем тематическим направлениям: «Дети войны», «В тылу как на войне», «Военные будни солдата».

 В современной жизни  мы все больше предпочитаем получать информацию в сети Интернет. Ответом на вызов времени стало появление новых средств сохранения памяти о событиях прошлого. Это множество создаваемых веб-сайтов,  цель которых – актуализировать и ретранслировать знания о прошлом, в том числе о Великой Отечественной войне. Открытием для многих школьников и их родителей стали сайты памяти, такие как «Память народа», «Подвиг народа», Календарь Победы» и др. Привлечение ребят к работе с данными интернет-ресурсами – это  новое в реализации проекта «Память сердца». Данные веб-ресурсы содержат информацию из центральных библиотек и архивов, которая в обычном  режиме нам недоступна. Как инструмент сохранения памяти веб-сайты обладают еще одним преимуществом: некоторые из них интерактивны. Мы имели возможность участвовать в развитии ресурса, наполнении его контентом, что стало еще одним направлением в работе.  На этих сайтах можно было найти информацию о своих родственниках, не обращаясь в архивы и не выходя из дома. Использование этих ресурсов вызывает у обучающихся огромный интерес, побуждает их обратиться к родителям, бабушкам и дедушкам за дополнительной информацией. Таким образом, задействованными оказываются все члены семьи, и  за изучением исторических материалов происходит их единение с прошлым. Огромный восторг и гордость вызывает момент, когда  удается выяснить что-либо о своих родных.

Огромную роль в сохранении памяти играет всероссийская акция «Бессмертный полк». С каждым годом в акции принимает участие все больше ребят нашей школы. Внуки и правнуки победителей стараются узнать истории своих дедов и прадедов - участников Великой Отечественной, вновь обращаясь за помощью к родителям.

Следующие виды запланированных мероприятий внеурочной деятельности также направлены на сохранение исторической памяти и  развитие творческих способностей обучающихся.

      «Салют, Победа!» (подготовка и проведение поэтических конкурсов); «По фронтовым дорогам…» (чтение прозы); работа в творческой мастерской «Любители слова» (написание сочинений, эссе, стихотворений к памятной дате); подготовка и проведение литературно-музыкальных композиций.

Поэтические конкурсы, приуроченные  к различным датам, способствуют, кроме всего, развитию правильной, выразительной речи.

 Великая Отечественная война – для нас история. Литература помогает сохранить неразрывную связь времен, поэтому чтение прозы – одно из направлений проекта. Для прочтения  подбирались произведения о войне.

Творческие конкурсы сочинений, эссе, писем памяти, несомненно, способствуют формированию социально-коммуникативных, творческих навыков, а также воспитанию чувства патриотизма обучающихся. По данному направлению работа активно осуществлялась ранее, что подтверждается наличием победителей и призеров на  муниципальном и республиканском уровнях. Проект же предполагает  дальнейшую работу по созданию условий для результативности  в творческих конкурсах.

В соответствии с дорожной картой проекта были запланированы музыкально-литературные вечера и литературные гостиные, посвященные поэтам и писателям – участникам ВОВ. Такие мероприятия проводятся ежегодно к различным праздникам и памятным датам.

С целью сохранения преемственности поколений была  разработана серия классных часов, посвященных потомкам героев войны, сегодняшним защитникам Родины (о современных Героях России).

В ходе реализации проекта «Память сердца» мы пришли к  следующим результатам:

к  приобретению новых знаний о героях-земляках; обогащению новыми способами сбора и обработки информации; углублению знаний по  созданию исследовательских работ; формированию у подрастающего поколения ответственности за судьбу страны; приобщению к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа. Внесли вклад в воспитание  гражданственности и патриотизма, уважение к ветеранам; формирование коммуникационной культуры. Развивали  внимание, умение работать в коллективе; закрепили сведения о героях в памяти учащихся с помощью сочинений-писем; занимались приобщением членов семьей обучающихся к мероприятиям гражданско-патриотической направленности.

Таким образом, мероприятия проекта «Память сердца» способствуют  сохранению исторической памяти, преемственности поколений и развитию чувства патриотизма подрастающего поколения. Конкретными результатами проектной деятельности является участие ребят – участников проекта в конкурсах, акциях и научно-исследовательских работах.