Авторы статьи: Капышова Т.П. и Тюряхина Т.В., учителя русского языка и литературы
Концепция духовно-нравственного
развития по ФГОС предполагает воспитание гражданина и патриота, что невозможно
без глубокого знания истории своей страны, без сохранения памяти и
преемственности поколений.
Нами был разработан творческий,
социально-ориентированный проект
«Память сердца», направленный на сохранение исторической памяти
и развитие патриотизма обучающихся. В рамках проекта предполагалось
организовать просветительскую, исследовательскую, творческую
деятельность среди воспитанников с привлечением родителей и общественности.
Данная
тема проекта представляется нам актуальной. Все дальше вглубь истории уходят
события, связанные с Великой Отечественной войной. Нельзя позволять
переписывать историю ради
политической выгоды, что мы сейчас наблюдаем на мировой арене, важно показывать подрастающему
поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевателей
Победы, необходимо передавать эстафету памяти.
Цель проекта - создать условия для сохранения памяти, формирования
и развития патриотизма и сохранения преемственности поколений.
Для реализации данного проекта были поставлены
определенные задачи:
собрать сведения об участниках войны и тружениках тыла - жителях
поселка Киря; приобщить к работе с сайтами по сохранению памяти о ветеранах (портал «Дорога памяти»,
сайты «Память народа», «Подвиг народа»); знакомить обучающихся с современными героями – защитниками
Родины; вовлекать во внеурочную деятельность по запланированным мероприятиям
данного проекта; способствовать формированию
социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков; развивать
навыки исследовательской деятельности; привлечь членов
семьи обучающихся к различным мероприятиям гражданско-патриотической
направленности.
В рамках
проекта для достижения цели была разработана дорожная карта.
Работа по
реализации проекта была начата со сбора материала. С каждым годом все
сложнее сохранять память о войне. Все дальше уходят
события тех страшных дней, и все меньше остается участников героических
событий, которые о них могут рассказать. Поэтому ребята сталкивались с
определенными трудностями на начальном этапе. И те редкие встречи с жителями поселка, живыми свидетелями, которые
проходили на очень высоком эмоциональном уровне, оставляли у ребят глубокое, неизгладимое впечатление. С большим интересом
также изучались материалы краеведческих музеев и библиотек. По итогам сбора, изучения
и анализа собранного материала были созданы исследовательские работы и
презентации по трем тематическим направлениям: «Дети войны», «В тылу как на
войне», «Военные будни солдата».
В современной жизни мы все больше предпочитаем получать
информацию в сети Интернет. Ответом на вызов времени стало появление новых средств
сохранения памяти о событиях прошлого. Это множество создаваемых веб-сайтов, цель которых – актуализировать и ретранслировать
знания о прошлом, в том числе о Великой Отечественной войне. Открытием для многих школьников и их родителей стали сайты памяти, такие
как «Память народа», «Подвиг народа», Календарь Победы» и др. Привлечение ребят
к работе с данными интернет-ресурсами – это
новое в реализации проекта «Память сердца». Данные веб-ресурсы
содержат информацию из центральных библиотек и архивов, которая в обычном режиме нам недоступна. Как инструмент
сохранения памяти веб-сайты обладают еще одним преимуществом: некоторые из них
интерактивны. Мы имели возможность участвовать в развитии ресурса, наполнении
его контентом, что стало еще одним направлением в работе. На этих сайтах можно было найти информацию о
своих родственниках, не обращаясь в архивы и не выходя из дома. Использование
этих ресурсов вызывает у обучающихся огромный интерес, побуждает их обратиться
к родителям, бабушкам и дедушкам за дополнительной информацией. Таким образом,
задействованными оказываются все члены семьи, и за изучением исторических материалов
происходит их единение с прошлым. Огромный восторг и гордость вызывает момент, когда
удается выяснить что-либо о своих родных.
Огромную роль в
сохранении памяти играет всероссийская акция «Бессмертный полк». С каждым годом
в акции принимает участие все больше ребят нашей школы. Внуки и правнуки
победителей стараются узнать истории своих дедов и прадедов - участников
Великой Отечественной, вновь обращаясь за помощью к родителям.
Следующие виды
запланированных мероприятий внеурочной деятельности также направлены на
сохранение исторической памяти и развитие
творческих способностей обучающихся.
«Салют, Победа!» (подготовка и проведение
поэтических конкурсов); «По фронтовым дорогам…» (чтение прозы); работа в
творческой мастерской «Любители слова» (написание сочинений, эссе,
стихотворений к памятной дате); подготовка и проведение литературно-музыкальных
композиций.
Поэтические конкурсы, приуроченные к различным датам, способствуют, кроме всего, развитию
правильной, выразительной речи.
Великая Отечественная война – для нас
история. Литература
помогает сохранить неразрывную связь времен, поэтому чтение прозы – одно из
направлений проекта. Для прочтения подбирались
произведения о войне.
Творческие конкурсы сочинений, эссе,
писем памяти, несомненно, способствуют формированию социально-коммуникативных,
творческих навыков, а также воспитанию чувства патриотизма обучающихся. По
данному направлению работа активно осуществлялась ранее, что подтверждается наличием
победителей и призеров на муниципальном
и республиканском уровнях. Проект же предполагает дальнейшую работу по созданию условий для
результативности в творческих конкурсах.
В соответствии с дорожной картой
проекта были запланированы музыкально-литературные вечера и литературные
гостиные, посвященные поэтам и писателям – участникам ВОВ. Такие мероприятия
проводятся ежегодно к различным праздникам и памятным датам.
С целью сохранения преемственности поколений была разработана серия классных часов, посвященных
потомкам героев войны, сегодняшним защитникам Родины (о современных Героях
России).
В ходе реализации
проекта «Память сердца» мы пришли к
следующим результатам:
к приобретению новых знаний о героях-земляках; обогащению
новыми способами сбора и обработки информации; углублению знаний по созданию исследовательских работ; формированию у подрастающего поколения ответственности за
судьбу страны; приобщению к историческим, культурным и нравственным ценностям,
традициям своего народа. Внесли вклад в воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к
ветеранам; формирование коммуникационной культуры. Развивали внимание, умение работать в коллективе;
закрепили сведения о героях в памяти учащихся с помощью сочинений-писем; занимались
приобщением членов семьей обучающихся к мероприятиям гражданско-патриотической
направленности.
Таким образом, мероприятия проекта «Память сердца» способствуют сохранению исторической памяти, преемственности поколений и развитию чувства патриотизма подрастающего поколения. Конкретными результатами проектной деятельности является участие ребят – участников проекта в конкурсах, акциях и научно-исследовательских работах.