Автор статьи: Пивцаева Е.В., учитель начальных классов.
Театр – это
такая кафедра,
с которой
можно много сказать миру
Н.В.Гоголь
Трудно оспорить тот факт, что театр является средством разностороннего
развития личности ребенка. Роль театра в становлении человека и гражданина
велика!
Недаром Министром просвещения России Сергеем Кравцовым поставлена
задача, что к 2024 году в каждой школе должен появиться свой театр. Создание
школьных театров позволяет решать задачи федерального проекта «Современная
школа» национального проекта «Образование».
Школьный
театр – это удивительный мир, в котором все дети талантливы и неповторимы. Театр, как и другие виды искусства, предлагает собственный способ
познания окружающего мира и, соответственно, себя самого как личность. О роли
театральной деятельности в воспитательном процессе написано немало. И
неудивительно: театр представляет собой синтез искусств - литературы, музыки,
хореографии, вокала, изобразительного искусства и других и позволяет
одновременно воздействовать на разные стороны личности ребенка.
Через театр происходит познание жизни, познание того,
что нельзя потрогать – познание самой природы человека, воспитание души. Почему
театр является средством воспитания и обучения? Потому, что в основе театра –
лежит игровое «действенное» начало.
В процессе подготовки к
спектаклю ребенок выступает в разных ролях: слушателя (знакомство с текстом),
декламатора, актера, высказывает предложения по постановке спектакля, по
подбору музыкального оформления и декорациям, а также принимает участие в изготовлении
костюмов и декораций. В творческом процессе происходит укрепление дружеских
связей, формирование коллектива.
Анализируя характеры персонажей,
мизансцены, которые приходится разыгрывать, воспитанники усваивают моральные
нормы общества, укрепляются в понятиях добра и зла, поэтому подбору репертуара
необходимо уделять особое внимание.
В течение ряда лет в МБОУ «Кирская СОШ» работает кружок «Школьный театр».
За это время кружковцы участвовали в школьных концертах, ставили спектакли,
которые можно разделить не только по темам, но и по воспитательным задачам.
Формированию семейных ценностей,
уважению к родителям учат спектакли «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди».
Дружбе, взаимовыручке ребята учатся на примере сказок «Как всем миром царевну
смешили», «Репка», «Теремок», «Новогодние приключения вокруг елки», «Заюшкина
избушка», «Снегурочка и Белоснежка», «Гном Гум и его друзья», «Новогодние
приключения Буратино».
О народных традициях и христианских
ценностях рассказывают зрителям постановки «Рождественская волшебная сказка», «Здравствуй,
широкая Масленица!», пасхальная сказка «О царе Федоте и его сыновьях».
Пропагандируя здоровый образ жизни,
воспитанники «Школьного театра не раз участвовали в районном конкурсе
агитационных сценических программ «Здоровому все здорово!» в рамках акции
«Молодежь за здоровый образ жизни!», где неоднократно становились призерами;
выступали со спектаклями «В гостях у доктора Пилюлькина», «Привет от доктора
Айболита».
Не один год в нашей школе работает кружок
«Английский театр», где ребята занимаются постановкой спектаклей на английском
языке. Здесь не только развиваются творческие способности детей (актерское
мастерство), воспитывается умение работать в команде, но и повышается мотивация
учащихся к изучению иностранного языка.
8 октября 2024 года стартовал муниципальный этап II республиканского фестиваля школьных
театров Чувашской Республики «АСАМ». Инициатором фестиваля является депутат
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Алла Салаева. Ребята кружка «Школьный
театр» под мои руководством приняли участие в этом фестивале. Выступление юных
артистов прошло блестяще. Ребята показали свое актерское мастерство, представив
на сцене сказку «Муха-Цокотуха». Своим выступлением ребята подарили зрителям
хорошее настроение.
Ещё один немаловажный плюс школьного
театра - это освобождение от эмоций, которые накапливаются у детей, ведь порой
они сдерживают свои переживания внутри себя, эти переживания, не находя выхода,
давят на психику и могут спровоцировать проблемы со здоровьем. Участие в
театральных постановках помогает преодолевать комплексы, ребята становятся
раскрепощенными, легче раскрывают свои творческие способности, и не опасаются,
что кто-то над ними будет смеяться, они учатся держаться на сцене и без страха
выступать перед большой аудиторией.
Школьный театр является содружеством
учащихся, педагогов и, конечно, родителей. При подготовке к спектаклю именно
родители помогают выучить роль, дают советы, как лучше сделать костюм. Тем
самым множество людей включается в процесс приобщения к миру прекрасного. Это
сближает и родителей, и детей. В школьном театре ребята учатся брать
ответственность на себя, проявлять инициативу, ведь театральное искусство - это
коллективное творчество. Задача художественного руководителя - не стремиться
сделать из них актёров, а научить их жить в сообществе, дружить, быть
ответственными. Но если дети полюбят театр, то они и в дальнейшем смогут
развиваться в этом направлении, и помогут другим раскрыть свои таланты.
Таким образом, работа кружка «Школьный театр» играет
большую роль для разностороннего развития и воспитания детей.